Rome: total war. Советы и размышления знатного полководца
Рим: Тотальная война или Rome: total war - одна из лучших игр серии Total war. Это стратегия, причем в одной игре умещается как глобальная стратегия аля “цивилизация” так и тактические схватки, причем одни из лучших в жанре.
Правда, эта игра несколько сложна даже для опытных стратегов - прежде чем вы сможете комфортно воевать придется узнать массу подробностей и на собственных ошибках научиться верной тактике. А помочь в этом могут советы одного фаната игры под ником ammat
Итак, на заметку стратегу: - Фаланги. Читерская штука. Когда защищаешь мост - вообще сказка (ну это ещё с Сёгуна повелось). Поставишь пару гоплитов напротив выхода, и хоть танками на них ехай - насадят на копья и высушат. Зооспартанцев смотрели? - Ну вот точно так же. Правда, тяжёлая кавалерия типа преторианцев, апгрейженных генералов, катафрактариев всё равно может доставить проблем.
Вообще, проходя за селевков, мне часто удавалось вытянуть безнадёжную на первый взгляд битву, выставив сарисситов в углу так, чтобы к ним подойти можно было только спереди. Не слишком-то честно, конечно, но как ещё прикажете разбираться с городскими и первыми когортами? Проблема селевков и египтян как раз в том, что римляне успевают отожрать пол-карты, пока до них доберёшься. А вот в атаке фаланги слабоваты. Я предпочитал встать где-нить, или осадить город, чтобы спровоцировать комп на атаку - обороняться гораздо удобнее. - Несколько раз в столице скапливались генералы в таком количестве, что их можно было сформировать в армию. Такой спецназ рвёт любое войско. Да что спецназ - не так давно понтийский генерал (не знаю, чем их там кормили, но телохранителей у него было 60чел против обычных 20-25 телаков в охране, и защита 30) разобрал на ровном месте 8(!!!) отрядов гастатов. Пользы от них в поле, имхо, больше, чем если бы сидели в городах и потихоньку превращались в миньонов… - Автобитва - это для меня неизбежно. Чтобы отыгрывать каждую драку ручками, нужно слишком много времени. Хотя на форумах и заявляли о себе хардкоровские перцы, которые всё проходят вручную, и принципиально не пользуясь паузой… Причём, как ни странно, иногда комп играет лучше, чем ты. Но только иногда. И ещё при автобое рядовые юниты гораздо чаще получают экспу (потери больше, экспа от этого, кажется, тоже зависит). При рассчитывании автобоя особенно сильными комп считает всё римлянское, фалксменов, колесницы… Кстати да, за Фракию тоже прошёл, сравнительно легко и быстро - именно из-за автобоя. На автобое, например, несколько гастатов + генерал уделывали генерала + гоплитов-ополченцев+тяжёлых гоплитов. Причём только тяжёлых гоплитов было почти столько же, сколько гастатов. Даже не знаю, смог бы я сам их побить… - Если превосходящие войска осадили твой город, не всегда обязательно рвать пупок и с первого раза их колотить. Например, если есть кавалерия (особенно генералы), то можно каждый ход выскакивать и терзать отряды, неосмотрительно отбившиеся от основного построения. Защищая один город, выскакивал из него тремя генералами. А комп отрывался от осадных машин и стройной колонной топал на ближайшую горку. Так тремя генералами удавалось вдвое сократить марширующее войско или вырезать его полностью:). Так же можно делать, если есть лучники и большие стены - выходишь в чисто поле, но под защиту стен, и тратишь на осаждающих весь запас стрел. Потом - домой. Когда закончится время, будет “ничья”, а на следующий ход у тебя опять будут те же лучники с полным запасом стрел. - Вообще, по статистике я чаще оборонял город, собрав войска на площади и ожидая, пока войска противника взломают стены и подойдут ближе. Во-первых, так отряды гораздо меньше подвержены панике (бежать-то некуда). Во-вторых, если выходов на площадь мало, можно перегородить их и ждать (особенно фаланги в этих случаях хороши, а вот на стенах они не строятся в стену копий, и вдвое-втрое слабее) - так можно с большим успехом предсказать, откуда будет атака. А то комп любит понаплодить таранов, подкопов, башен - хрен поймёшь, откуда он двинет. В-третьих, осаждающие подходят подуставшие, а в случае каменных стен их ещё и нехило обстреливают по пути. Особенно прикалывает когорта, которая перелазит через стены, строится черепахой и ползёт под обстрелом к центру города :). В-четвёртых, из других ворот можно выпустить кавалерию (если есть), построить её на пути вероятного отступления противника, и вырезать убегающих вообще под ноль. А учитывая, что командир ВСЕГДА идёт на штурм последним, можно вырезать (если толщины кишки хватит) и его отряд - тогда штурмующие будут “белеть” гораздо легче. -Продвижение по карте противника можно примерно обрисовать так: 1.Захват города (обычно приходится его вырезать:( ) 2.Снос храма + строительство своего (если там уже не построен какой-нибудь знатный пантеон) 3.Восстановление войск+найм войск, которые будут выполнять роль гарнизона. 4. Двигаемся дальше. На всё - про всё - 1-4 хода. По этой причине никогда не буду проходить за испанцев - из доступной пехоты у них только жалкие скутарии, а чтобы нанять или переобучить бычьих воинов или там раздетых кельтов, нужно построить храмы второго-третьего уровня, на что уходит куча ходов. То есть в каждом городе придётся отстраивать храм и ждать, пока появится возможность пополнить войска. Геморрой, и ничего больше. -Фишка со Спартой ;). Спартанцы - крутые чуваки, поэтому на старте компании у их города нет вообще никаких стен. В городе стоит один отряд гоплитов Спарты, который ппц как крут. Так вот, чтобы захватить Спарту в самом начале, достаточно любого отряда кавалерии - осаждаешь отрядом город (не штурмуя его). После передачи хода спартанцы, возмущённые до глубины души таким унизительным фактом, кидаются в контратаку - выходят из города и красивым маршем направляются к твоим, например, конным застрельщикам. Выманиваешь их на край карты, а потом кидаешься со всех копыт на площадь! Чтобы город посчитался захваченным, надо, чтобы (только) твои войска проторчали на площади 3 минуты. Фаланга гоплитов просто не успевает добежать :). Вариация на эту тему - В Спарте уже был отстроен частокол и добавилась фаланга тяжёлых гоплитов. Осадил генералом и римской кавалерией. Пацаны, конечно, выскочили разбираться, чё за дела… Разъединил их, затем разобрал тяжёлых гоплитов (чардж сзади). Они побелели и кинулись спасаться; на плечах у них въехал в город, захватив ворота. Спартанские гоплиты через захваченные ворота пройти уже не могли, метнулись к другим. В общем, генерал стоял на площади (3 мин.), а кавалерия бегала по периметру города, захватывая ворота. Тут главное - не вырезать сразу всех бегущих, а позволить им вбежать в город, открыв тебе ворота.
-За Карфаген проходить достаточно сложно - лоховские войска начального уровня. Слоны? - А что слоны, если их нанимать и переобучать можно только в определённых областях, и области эти далеки от районов основных боевых действий. К тому же, нет храмов последнего уровня. Зато их города разбросаны по всей карте. Есть замечательная возможность поссориться со всей Европой. -Бунты. Это самая большая проблема в RTW. Никто там меня не любит :(. Кем бы не проходил, лучше как можно раньше создавать армию и плыть/захватывать Фивы и Коринф с их чудесами - тогда будет немного легче. Если какой-то город заболел чумой, можно нанять там шпиона (он заразу немедленно подхватит), и отправить его в бунтующее поселение. Вследствие чумы население там уменьшится и “подобреет”. Вообще, не обязательно шпиона - это может быть генерал или просто какой-нибудь отряд из заражённого города. Зато шпиона можно засунуть и в города соседа ;). Крайний случай - снести казармы\конюшни\стрельбища и оставить город; он окончательно взбунтуется и перейдёт к повстанцам (или к предыдущему хозяину), но там будут только крестьяне. Потом захватить его и вырезать всех. Проблему может частично решить перенос столицы куда-нибудь в центр карты (для римлян и греков не актуально). Разумеется, имеет значение, какая культура была в городе до его завоевания. Если она совпадала с культурой завоевателя, то успокоить жителей гораздо проще. Но повлиять на этот фактор не получится, просто принять к сведению. Часто города бунтуют, когда их население подрастает вплотную к следующей градации. После строительства очередного дворца успокаиваются. Но, вот заметил, некоторые города (Иерусалим, Тарс) бунтуют всё время, вне зависимости от местонахождения столицы, от наличия гарнизона, построек в нём и личности управляющего. Вырезал Тот же Иерусалим два раза подряд, и всё равно ходов через 5 начинает синеть и краснеть… Не знаю, с чем связано. Также бывает, что, чтобы “успокоить” город, нужно просто вывести из него генерала-управляющего. Заметил, что после завоевания Рима в городах добавляется лояльности. -За римлян играть, к сожалению (для меня, я любитель всяких альтернатив), интересней всего - у них самое полное дерево технологий, только им доступны широкие дороги, городские канализации… А, например, проходя за варваров, сталкиваешься с тем, что их храмы и таверны просто не справляются со своими функциями, и население постоянно бунтует. -На завоевания лучше идти не с самыми навороченными войсками - может так получиться, что в захваченном городе их невозможно будет пополнить. Хотя, если дело на итальянском “сапоге”, то недостатка в развитых городах не будет. Но даже там слонов не переобучишь. -Нельзя давать римлянам отжираться. Если есть возможность - лучше как можно скорее собрать войско и плыть захватывать какой-нибудь Арреций или Кротон. Тогда римляне станут пытаться отбить этот город, сливая все войска на нём. Или можно встать на переправе, не давая тем же Юлиям выбраться на север. Когда, например, проходил за селевков, дал итальяшкам слишком много времени. Так они завоевали пол-карты, и бегали толпами преторианцев, городских когорт и первых легионов. Ушла куча времени и сил на то, чтобы вырезать всё это хозяйство. 2-5 полномасштабных схваток за ход, всё вручную, ибо в автомате фалангиты сливают. “Рука бойца колоть устала”(с) Пушкин. -При переобучении войска теряют опыт :(. Лучше купажировать отряды так, чтобы как можно меньше их пришлось переучивать, но при этом само количество когорт, фаланг, боевых групп и т.д. не уменьшалось.
-Катапульты, онагры и иже с ними. Невероятно косые агрегаты. Использовал их, в лучшем случае, для захвата городов сходу. К тому же, они ещё и скорость отряда сильно снижают.
Есть и вопросики: -Не пойму, по какому всё-таки принципу повышается опыт у войск. Один отряд получает шеврон, просто поучаствовав в битве, но никого не убив и никого не потеряв. Другой (кавалерия) получает его, вырезав несколько сотен бегущих. Третий понёс в бою тяжёлые потери, и ему накинули аж два шеврона. А четвёртый тоже понёс потери, но получил -1 опыта! Часто наблюдал, как бегущий и уничтожаемый отряд получает экспу. “Нипанятна-а!..”(с)СС -Действуют ли после захвата города здания, не принадлежащие твоей фракции? Таверны там, шёлковые пути, штабы тайной полиции, и т.д.?
-Какие есть ещё способы борьбы с восстаниями? Очень уж накладная эта штука, да и раздражает. После захвата половины карты практически каждый ход приходится что-нибудь чинить и кого-нибудь успокаивать. Снижение налогов, учащение игр/скачек, строительство храмов, земледелий, всяких канализаций, увеличение гарнизона, заражение чумой… Что ещё?
-Какие параметры генерала влияют на численность его охраны?
-Есть ли радиус действия у генерала во время битвы (бонус к храбрости для остальных войск), или не имеет значения, в каком месте карты он находится?
-Если обстреливать отряд с тараном горящими стрелами, таран загорится? Или его только орудия со стен поджигают? Примечания ____________________ 1.Про прохождения - всё относится к уровню сложности very hard\very hard. 2.”Пройти” в данном контексте означает захватить всю карту. Хотя, с некоторыми фракциями мне показалось скучным (дальше всё было ясно) захватывать всё, и я просто выполнял положенное для них задание. 3.В мультиплеере всё по-другому - там нет глюков и загонов ИИ (генералов-идиотов, которые впереди основной массы войск кидались на выставленные сариссы, исправили только в последних патчах), и баланс войск выглядит иначе. Например, римляне в мультике - нифига не самая сильная фракция.
|